Портрет покупателя. Как составить?

Время на прочтение: 4 минут(ы)

Портрет покупателя представляет собой собирательный образ вашего типичного покупателя, который может быть представлен в виде портрета. Используя знания о характере и поведении клиентов можно создать наиболее подходящие для них продукты или услуги с учетом их особенностей и потребностей.

Этап 1. Вы должны определить, кто ваш потенциальный клиент, чтобы составить портрет покупателя.

Например, если ваш продукт или услуга предназначены для рынка b2c – business to consumers, то это могут быть молодые семьи с детьми или пожилые супруги, одинокие люди пенсионного возраста, мужчины, родители и т.п.

В случае если ваша продукция или услуги предназначены для других предприятий (бизнес-сегмент b2c – business to business), то это может быть поставщик, руководитель компании или директор по персоналу.

Различные вопросы, которые помогут составить портрет покупателя, будут отличаться в зависимости от аудитории (b2b и b2c).

Этап 2 Изучите первичные данные о потребителях, чтобы составить портрет покупателя. 

Разберитесь с имеющимися потребителями — возраст, пол и частоту покупки. После этого вам нужно будет изучить поведение покупателей аналогичного товара и понять, как они будут реагировать на ваш товар. На сайте или в магазине можно провести небольшой опрос, который покажет мнение о товаре и поможет сделать выбор. При желании можно обратиться к специалисту за помощью в составлении анализа. В интернете есть образцы для заполнения анкет.

Образец анкеты.

 

анкета портрет покупателя

  

Этап 3. Сегментация.

На основе данных о покупателях и поведении покупателей сегментируйте клиентов. Можно выделить следующие группы:

  • Покупатели — представители бизнеса (b2b).
  • Частники (b2c)
  • Государственные  заказы.

На данный момент существует еще один способ деления аудитории.

  • Те, кто интересуется вашим товаром, это и есть ваша первичная      аудитория.
  • Аудитория, которая покупает вашу продукцию из-за того что хочет быть ближе (по статусу) к ядру аудитории называется вторичная.

Пример:

Пять типов клиентов, которые принимают решения. В качестве учебных пособий для новых продавцов используются портрет покупателя, который является их клиентами.

Клиент1. Клавдия Ивановна. Бюджетники старой закалки (15% из числа заказчиков).  При необходимости предоставить информацию такому клиенту необходимо четко и в оговоренные сроки, лучше всего на бумаге.

Клиент2. Спортивный тренер Владимир. Бюджетники. Но они уже в возрасте (30 процентов клиентов старше 30 лет).   Бюджет для них не является чем-то непререкаемым и незыблемым, поэтому нужно искать вариант, который бы соответствовал поставленной задаче.

Клиент3. Исполнительный директор Михаил. Около 30% клиентов — это крупные коммерческие организации. С ними скидки не очень распространены, поэтому чаще всего они получают бонусы. Для переговоров используют любые способы. Нужно стараться поддерживать с ними ровный уровень партнерства и не давать им садиться себе на шею.

Клиент4. Дотошный Сергей. Около 20% клиентов — это мелкие фирмы, занимающиеся торговлей или производством. Это молодые люди, которые работают на производстве или в офисе. Не плохо знают компьютер и Интернет.  При этом они всегда просят скидки, бонусы им неинтересны. Для того чтобы ответить на запрос такого клиента, нужно сразу же предложить несколько дополнительных вариантов.

Клиент4. Перекуп Константин.  Клиенты – посредники (5% от числа заказчиков). Заинтересованность в клиентах и их комфорте – это главное, что движет ими при выборе компании. Требуют максимальные скидки.  Сроки поставки для такого клиента – главный критерий выбора поставщика, поэтому при разговоре стоит акцентировать внимание на гарантии своевременной поставки.

Этап 4. Проведение глубинного интервью.

Для составления более исчерпывающего портрета клиента нужна информация не только о возрасте, образовании и частоте покупок. Нужно будет узнать увлечения человека, на чем он ездит на работу, какие сайты посещает и другие. Для этого проведите глубинные исследования в отношении потенциального покупателя. Это необходимо для того чтобы найти скрытую информацию. Из-за этого форма опроса здесь неприемлема. Разработайте индивидуальный сценарий общения для каждой категории клиентов. На каждом этапе покупки товара необходимо распределить вопросы по каждому этапу.

  • Работа с информацией;
  • Выбор товара;
  • Сервисное сопровождение.
  • Вторая покупка.

Пример

Четыре психологических типа людей, которые совершают покупку.

  1. Невыдержанный клиенты. Упорное стремление к лидерству в поведении. Люди с высокой самооценкой, они верят только себе. Поэтому в процессе выбора товара они должны быть уверены в том, что все будет контролироваться. Убедитесь, что они не используются.  Все нужно делать четко, понятно и в срок.
  2. Очень чувствительные клиенты. Для них характерны повышенная эмоциональность, они стремятся к установлению личных отношений с другими людьми вместо официальных. В глазах менеджера они ищут информацию о вашем продукте, а не в каталоге.  Для них очень важно мнение других людей, которые уже пользовались данным товаром.
  3. Консерваторы. Такие люди не любят перемен. Приверженцы консервативных взглядов предпочитают приобретать вещи, ранее приобретенные ими. Если они были приобретены у вас, то вам крупно повезло. В ином случае работа с таким клиентом будет очень сложной. Их любимое занятие – это неторопливо и обстоятельно выполнять работу. Их нужно обеспечить твёрдыми гарантиями. Не стоит лишать их права на отказ от покупки в любой момент переговоров.
  4. Рассудительные. Зациклены на логике. Это очень терпеливые люди. Они всегда делают свой выбор в пользу того, что для них лучше всего и поэтому они никогда не спешат. А если быть точнее – они хотели бы видеть перед собой сравнительную таблицу, в которой были бы перечислены все товары с указанием их характеристик, а также в цифрах.

 

Этап 5. Опишите, кто ваши клиенты.

В описании необходимо указать все типы потребителей, которые есть у вас. В описании должны быть указаны следующие данные:

  • Какова география проживания человека, его работы, покупки товара?
  • Данные о возрасте, полу и семейном положении, профессии, образовании и размере семьи.
  • К характеристикам личности относятся такие факторы как: интроверт — экстраверт, прагматик — романтик и социальный слой в семье.
  • Особенности покупательского поведения, их привычки, уровень развития и степень готовности к покупке.

 

Пример

В данном случае речь идет об управляющем на СТО.

Михаил работает в автомастерской уже восемь лет и имеет двоих детей. Она часто смеётся надо мной по поводу того, что в последний раз его руки были без автомасла семь лет назад – в день годовщины их свадьбы. Михаил часто занимается тушением небольших пожаров в автомастерской. Однако чаще всего его работа заключается в том, чтобы работать на полу, а также проводить время в компании клиентов. Для того чтобы оценить работу автомастерской, ее руководитель регулярно проводит оценку. Михаила беспокоит тот факт, что от результатов оценки зависят размеры вознаграждения за выполненную работу и размер бонуса.

Пример

Портрет покупателя, принимающего решение о закупке промышленной продукции

Ваша организация работает на рынке b2b? Значит вам следует составлять подробный портрет лица, принимающего решение о покупке. Пример представлен в таблице.

Таблица. Портрет покупателя сферы b2b

 

портрет покупателя

 

Читайте также:
Реклама для привлечения клиентов

Как привлечь инвестора?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх